Встреча — это связь. Чаще всего — краткая, мгновенная, не запоминающаяся, но иногда — невероятно значительная, содержательная, порой космически уникальная и вселенски важная. И даже несмотря на то, что встречи бывают незначительными, все они не случайны.
Встреча наших родителей не была случайна. Не случайно мы встречаем на своем пути друзей, коллег, знакомых и незнакомцев. Не случайно неверующий человек встречается с Богом.
Конечно, не случайны и встречи в Священном Писании. Каждая из них имеет некий сакральный смысл. В жизни любого значительного библейского персонажа была особая встреча, которая влекла за собой какие-то события — судьбоносные, важные. Вспомним, как Ева встретилась с дьяволом в облике змия… Вспомним судьбоносные встречи Авраама, Лота и Моисея с Богом в лицах Ангелов, встречу Иосифа с его братьями в Египте, встречу Ангела со старцем Симеоном, будущим Богоприимцем…
В Новом Завете также множество встреч: встреча Пресвятой Богородицы с Архангелом Гавриилом, с праведной Елизаветой; встреча пророка Иоанна Крестителя со Христом Спасителем, волхвов — со Святым семейством, встреча Христа с учениками, с Закхеем, Лазарем, самаритянкою, слепцами, с пророками Моисеем и Илией на горе Фавор, с праведниками по сошествии во ад… Там же, в аду, состоялась встреча Ветхого Адама с Новым Адамом. А после были встреча Христа с апостолами по Воскресении, встреча Савла — будущего Павла — с Господом и многое другое.
Встреча — сретение — связь. Причинно-следственная связь — это ядро данных событий.
Нужно сказать, что акт Божественного Творения — это тоже Сретение. Это — Особое Начало, Особая Связь, Особая Встреча с большой буквы — это Первовстреча, ПротоСретение. Бог творит мир и встречается со Своим произведением, творением.
Бог Троица, Отец, Сын и Святой Дух, в Божественном Своем совете решает сотворить человека по образу Своему: И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их (Быт. 1, 26–27).
Бог творит человека, и происходит первая встреча Творца с богоподобной тварью. Нужно сказать, что Бог идет на риск, сотворяя человека…
Как нам известно, человек пал. История разделилась на «до» и «после» грехопадения. Человек утратил рай. После грехопадения начинается история новых отношений человека с Богом для спасения первого. И не просто спасения, а восстановления утраченной связи. Именно в этом заключается истинный смысл религии. «Ре» — восстановление, «лиго» — вяжу, связь. Религия есть восстановление утраченной связи с Богом.
Именно это важнейшее содержание нашего бытия символизируют устремленные навстречу друг другу пальцы Бога и первочеловека Адама на знаменитой фреске Микеланджело. Это напоминание всему человечеству о том, что произошло, и о том, что необходимо делать для возобновления отношений, для восстановления связи. После грехопадения Бог все время «подступает», приближается к человеку — готовит его к встрече с Собой, выпестывает его, возделывает… Он подводит его к такому смирению, которое сможет Бога и принять, и вместить.
Бог через огромное количество встреч подступает к Ною и заключает с ним впоследствии завет, затем Он приближается к Аврааму, с которым также будет заключен завет, Он подступает к Моисею — особо близко на горе Синай, Он глаголет через пророков… Господь и Пресвятой Богородице возвещает через Ангела о Своем волеизъявлении, здесь также можно увидеть это подступание. Он подступает к Иоанну Крестителю, когда тот еще находится во утробе…
Подступил Господь и к старцу Симеону, когда этот толковник из числа 70‑ти осуществлял перевод и усомнился. К Симеону — воспротивившемуся, выразившему свое несогласие с Божественной Буквой: …се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (Ис. 7, 14).
Божественный Художник сообщает о Своем движении навстречу человеку. Творец умаляется до масштабов собственного творения. Этот процесс является самоуничижением Бога через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти (см.: Фил. 2, 7). Погречески этот процесс называется «кенозис».
Бог сотворяет и благословляет воспротивившегося Адама, а потом Сам оказывается на руках у благословляющего Его старца Симеона — также воспротивившегося когдато. Творец, вылепивший человека из глины, оказывается беззащитным на руках у сотворенного из праха земного. Ветхий Днями лежит на ветхих руках Симеона…
Мы знаем из Евангелия, что старец, взяв на руки Христа, благословил Бога и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля… (Лк. 2, 22–29).
По слову святителя Афанасия Александрийского, «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. <…> Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем».
Недаром преподобный Иустин Попович говорил, что «человек создан Богом боголиким существом. С одной Божественною целью — во всей жизни своей уподобляться Богу, живя Богом, мысля Богом, желая Богом, работая Богом. А это значит непрерывно и бесконечно совершенствоваться Богом. Для этого Бог и Господь стал человеком, и явил Себя, и остался Церковью в мире как Богочеловек. С какой целью? Чтобы об!ожить человека…».
В Евангелии Спаситель, напоминая человеку, каким образом последнему возможно спасение, говорит следующее: …ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… (Мф. 25, 35–36). Эти встречи, когда Сам Бог в образе ближнего нашего встречается с нами, жизненно необходимы каждому из нас, именно эта связь позволяет нам реализовать замысел Божий о нас.
Творение должно быть подготовлено к сретению с Творцом. Каждый из нас должен быть готов не только к своей личной встрече с Богом в жизни, но и к всеобщей встрече — на Страшном Суде.
К этому нас подготавливает богословская мысль, об этом нам напоминает праздник Сретения. Совсем скоро после него мы услышим в храмах: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче»…
Газета «Православная вера», № 02 (670), январь 2021 г.